Одно из наиболее уникальных мест Угличского края – старинное село Заозерье. Когда-то известное широко развитыми торговлей и промыслами своим обликом, богатством и масштабом застройки, оно более походило на город, чем на сельский населённый пункт. Сердцем Заозерья по праву является Казанский храм: в прошлом и в наши дни, безусловно, главная достопримечательность и средоточие села.
Наиболее раннее упоминание Заозерья содержится в грамоте 1483 года. Уже тогда это был крупный населённый пункт, определявший границу между соседними уездами и вотчинными землями. Исконно село входило в состав Кистемского стана Переславского уезда. Только в период губернской реформы 1777 года было причислено к Угличскому уезду. Деревянная церковь клетского типа существовала в XVII веке а, вероятно, и значительно ранее. В 1720-х годах возводится каменный храм. Богатое село с растущим населением не мог удовлетворить обычный храм – в дальнейшем он неоднократно перестраивался. В результате в течение XIX века был сформирован чрезвычайно оригинальный, своеобразный облик. У каждого произведения архитектуры есть авторы. Таковые были и у заозерского храма, а потому актуально возродить память, обозначив связь угличского села с известными деятелями отечественной культуры.
Изначальное здание храма – замечательный образец «нарышкинского барокко». Его фасады декорированы парными угловыми колонками, карнизом, кокошниками. Окна оформлены наличниками с тонкими колонками и фигурными сандриками с поясками, завитками и раковинами. Обилие резных деталей из белого камня, наряду с фигурным кирпичом, свидетельствует о высоком уровне и пластическом богатстве архитектуры. Совершенство форм указывает, что это произведение столичного уровня, удивительно, хотя и несколько запоздало воплощённое в сельской провинциальной глубинке.
От изящного первоначального здания уцелели лишь четверик храмовой части и основание колокольни. Данный факт, конечно, вызывает сожаление, но при этом именно перестройки сформировали масштабную, яркую и многоликую композицию.
Переделки начались во второй половине XVIII века с расширения трапезной – для увеличения объёма её дополнили боковыми пристройками, где разместили приделы Святителя Николая Чудотворца и Святого пророка Илии. Данный этап бытования отражён в описи 1806 года. Там приводится краткое описание: «Означенная церковь… каменная покрыта железом и выкрашена зелёною краскою. На настоящей глава обита жестью и выкрашена той же краской. Крест на ней железный прорезной, позолоченный. Под верхней кровлей по местам написаны из красок дванадесять господских праздников…»
Далее, в 1812-1813 годах, перестраивается колокольня – взамен разобранной верхней части сооружаются два яруса, увенчанные шпилем. Эта колокольня, оформленная в классическом стиле, хорошо сохранилась до настоящего времени. Очевидно, новые ярусы потребовались для последующего размещения крупных колоколов. Объёмы круглые в плане с восемью арками и парными колоннами, поддерживающими выступы карнизов. Фигурный шпиль с чашевидной главой по образцу колокольни села Курбы Ярославского уезда изготовил с октября 1813 по июнь 1814 года известный подрядчик – мастер кузнечного цеха, ярославский мещанин Василий Яковлев Рыбников:
9 сентября 1813 года заключен договор с причтом, церковным старостой Г.Ф. Толокновым и всеми приходскими людьми Казанской церкви села Заозерье. На новопостроенной колокольне сделать по пропорции фонаря главу – по образцу села Курбы Ярославского уезда, «не опуская той фигуры и фасада. Притом же стропила, как под главу, так и купол и в прочих местах поставлять железныя. И все места, где только нужна крыша, без остатку покрыть листовым железом и выкрасить краской, какой им рассудится». Заказ выполнять из всего церковного материала, ценой за 1150 рублей. Работу начать с 15 октября – обрешётить и покрыть купол, главу собрать на земле, затем поднять наверх и покрыть. «Всё окончить к месяцу июнию будущаго 1814 года».
Можно подчеркнуть, что по данным описи 1806 года церковь первоначально была одноглавой. Вероятно, в 1820-х годах храмовая часть надстраивается аттиком с фронтонами, устанавливаются боковые главы. Повышение объёма и пятиглавие явно потребовались после создания внушительной колокольни.
В 1850-1860-х происходят наиболее радикальные изменения, которые и сформировали своеобразный облик заозерской церкви. На первом этапе перестраивается нижний двухэтажный ярус колокольни, где размещались паперть и Софийский придел, – к изначальному столпообразному объёму делаются боковые пристройки, выполняется оформление фасадов в эклектичном русско-византийском стиле. Очевидно, к работам готовились заранее, поскольку в марте 1848 года угличскому мещанину Василию Фёдорову Шанихину поступает заказ на изготовление пятидесяти тысяч стенного кирпича и десяти тысяч плоского подового. Конечно, в дальнейшем заказывали и другие крупные партии, а «подовый» кирпич мог предназначаться для выстилки полов.
Расширенный придел стал временным зимним храмом. В дальнейшем возводится новая просторная трапезная, которая своим масштабным объёмом существенно превзошла прежний храм.
Избранный в 1854 году церковным старостой угличский купец 2-й гильдии Василий Григорьевич Серебряков заказывает проект кардинальной перестройки здания храма. Архивный «проэкт на распространение приделов и трапезы при церкви во имя Казанския Божия Матери в селе Заозерье» был рассмотрен и утверждён в декабре 1860 года Ярославской губернской строительной и дорожной комиссией, благословлён архиепископом Нилом. В правом нижнем углу стоит подпись: «Архитекторъ Финисовъ».
Данный факт имеет первостепенное значение, поскольку позволяет достоверно установить автора проекта. Таковым является московский архитектор Николай Иванович Финисов (1830-1893). Он имел статус неклассного художника архитектуры, помощника и сверштатного архитектора, служил в различных учреждениях, выполнял многочисленные частные заказы на проектирование зданий – преимущественно церквей. При этом проект перестройки заозерского храма был в числе первых самостоятельных работ.
На чертеже можно видеть, что центром композиции становилась обширная квадратная в плане трапезная с диагонально скошенными углами, фасады которой покрывает эклектичный декор в русско-византийском стиле – узкие парные пилястры, пояски, наличники окон и боковых входов с килевидными навершиями. В структуре фасада чётко выявлена цокольная часть с пьедесталами пилястр и завершающий карниз с чередой мелких ниш-ширинок. Среднее деление фасада завершено декоративным аттиком, за которым над внутренним средокрестием возвышаются шатровая крыша, богато декорированный барабан и луковичная глава.
Колокольня храма избегала крупных изменений, но композиция дополнялась эклектичным декором. В особенности это касалось завершения, где барабан с фигурным шпилем заменялся крупным восьмилотковым куполом, окаймлённым кокошниками. Радикальной перестройке подвергался четверик храмовой части, объём стен которого в целом мог сохраняться, но менялось расположение проёмов, создавалась эффектная двухъярусная композиция со сложной системой типичного русско-византийского декора, в максимально насыщенном виде развивавшего мотив трапезной. Пятиглавие заменялось крупным восьмилотковым шлемовидным куполом, гармонично перекликавшимся с похожим завершением колокольни.
Если говорить о деятельности архитектора Н.И. Финисова, можно отметить, что в одном из списков его работ значится московская церковь Никиты Великомученика в Старых Толмачах (утрачена), как известно, построенная в 1858-1863 годах по проекту известного архитектора М.Д. Быковского (1801-1885). Крупный квадратный в плане объём храма является близким аналогом заозерской церкви. Очень близка и система декора. Правда, похожие наличники окон с килевидными навершиями, парные пилястры или колонны, формы поясков и карнизов были широко распространены в архитектуре того времени. С большой долей вероятности Н.И. Финисов ориентировался на работы одного из главных идеологов московской эклектики. Ещё одним отчасти близким аналогом является его собственная работа – Троицкий собор Сезёновского Иоанно-Казанского монастыря (1864) в Тамбовской губернии.
В ходе строительства возникли непредвиденные трудности. В 1859 году староста В.Г. Серебряков разорился, что вызвало остановку работ. Новым старостой в 1862 году выбран крестьянин Иван Петров Костерёв. Он продолжил строительство – наружные работы завершены в 1866 году, а с 1870 года стала производиться внутренняя отделка. Известен ещё один проектный чертёж, который не подписан, но тоже мог быть выполнен Н.И. Финисовым. Там представлен похожий вариант декора трапезной, но у нижнего яруса колокольни намечено радикальное изменение облика. Данный чертёж использован для обозначения корректур в период приостановки работ. Так, карандашом дорисована храмовая часть в существовавшем виде, а над средокрестием трапезной изображено не эклектичное завершение, а привычный классический купол на световой ротонде.
Очевидно, приостановка работ помешала целостно реализовать проект, к которому в дальнейшем уже не возвращались. Н.И. Финисов был далеко не единственным архитектором, причастным к формированию оригинального облика Казанской церкви села Заозерья.
(автор статьи Евгений ЛИУКОНЕН)
===
Заозерский храм – архитекторы и подрядчики
В числе наиболее известных достопримечательностей Угличского края село Заозерье. Старинное село с более чем пятисотлетней историей неразрывно связано с именами князей Хворостининых, Одоевских и Волконских, писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным и немалым числом других славных личностей, оставивших след в отечественной истории и культуре.
Когда-то крупное торговое село, известное широко развитыми промыслами и ремёслами, предприимчивостью жителей, скромно разместилось в равнинной местности чуть в стороне от дороги, ведущей в Переславль-Залесский и Москву через Нагорье. Но и с дороги отчётливо видна широко раскинувшаяся застройка и внушительный храм, поднимающийся из-за линии горизонта. Церковь образует нетипичный для традиционной архитектуры причудливый силуэт, который помимо пятиглавия храмовой части формируют завершённая классицистической ротондой трапезная и круглая громада колокольни с многочисленными колоннами и фигурным шпилем. В предыдущей публикации уже говорилось как формировался Казанский храм, как изначальное здание 1720-х годов – замечательный образец «нарышкинского барокко» – постепенно дополнялось и расширялось пристройками. Апогеем этого процесса стало возведение новой обширной трапезной в 1860-х годах по проекту московского архитектора Николая Ивановича Финисова (1830-1893). Проектный чертёж был рассмотрен и утверждён в епархиальных и губернских учреждениях в декабре 1860 года. Следующим этапом стала реализация.
Заказ на строительные работы принял подрядчик каменных дел, романово-борисоглебский мещанин Кондратий Ефимович Никитин. По условию от 10 апреля 1861 года с церковным старостой угличским купцом 2-й гильдии Василием Гавриловым Серебряковым, с согласия священно- и церковнослужителей и приходских людей, совместно с братом крестьянином Ярославского уезда Матвеем Ефимовым Никитиным он обязался построить вновь теплую трапезную «настоящей Казанской церкви из церковных материалов, по плану, рассмотренному в Ярославской строительной и дорожной коммисии, на церковную кошельковую и пожертвованную сумму, ценою за четыре тысячи двести рублей, на нижеследующих условиях: 1-е) Никитины обязаны выкопать и сделать новый бут, скласть всю теплую трапезу, не отступая ни в чем от плана, а равно обтесать белый камень. И всю работу, как кирпичную, так и из белого камня, как то цоколь, колонны, пилястры и карнизы, производить с совершенною прочностию и представить в самом лучшем виде, без всякой фальши, а ежели где таковая будет усмотрена, должны переделать. А белый камень под всю трапезу должны положить в четыре ряда».
Далее уточнялись сроки и различные работы: «2) Теплую трапезу в сем 1861 году Никитины должны разобрать по рядам со всевозможною осторожностию, всемерно старясь сберегать кирпич и оный очистить. Ежели же будет замечена небрежность Никитиных при разборке трапезы, то Серебряков может нанять вольных работников на счет Никитиных. Или же сделано будет какое повреждение во колокольне или настоящей Казанской церкви от неосторожности Никитиных при разборке трапезы, то они обязуются поправить поврежденное на свой счет. 3-е) Работу начать с половины маия сего 1861 года и к половине октября того же года стены трапезы выкласть до окошек и совершенно окончить постройку с обеих сторон колокольни, а внутри трапезы выкопать и сделать бут под столбы. Всю же каменную работу окончить к половине октября 1862 года…»
На основе приведённого документа устанавливается подрядчик – глава артели каменщиков, выполнявший работы по возведению новой трапезной. Таковым был романово-борисоглебский мещанин Кондратий Ефимович Никитин с братом Матвеем. Очевидно, оба происходили из крестьян Ярославского уезда, где были издревле высоко развиты строительные промыслы. Как известно, далее были финансовые трудности и приостановка работ – и пока точно не установлено эта или другая артель в дальнейшем завершала строительство.
Важно особо подчеркнуть, что работы в заозерском храме всегда выполнялись на высоком уровне. Уже изначальная храмовая часть 1720-х годов являлась замечательным, хоть и запоздалым, образцом «нарышкинского барокко» столичного уровня. Достойны внимания формы круглой колокольни 1812-1813 годов, не имеющей аналогов в Угличском уезде. С чрезвычайными совершенством и качеством осуществлено строительство трапезной, – причем, эти определения в равной степени применимы к технической и художественной сферам. Для всех частей храма типично широкое использование белого камня (известняка), что вовсе нехарактерно для местных сельских церквей, где зачастую все детали выполнялись из кирпича.
В оформлении фасадов трапезной привлекают внимание вытесанные из белого камня изящные профили цоколя, подоконного пояса, базы и капители пилястр, вставки наличников, широкий профиль карниза. Перечисленные детали гармонично сочетаются с лепниной. Помимо декора достойны внимания конструктивные элементы системы сводчатых перекрытий – вставками белого камня укреплены опорные столпы, пяты и дуги подпружных арок, «паруса» и опорное кольцо купола. Широко применено армирование железными связями, большинство которых имеет скрытое расположение, не портя композицию интерьера. Совершенство конструкции, высокое качество работ позволили обширному пространству трапезной выстоять в годы разрухи и запустения советского периода, когда разорённый храм нещадно и грубо использовался на износ.
Следующим этапом формирования облика Казанской церкви стала пристройка нового алтаря – вместо прежнего, пришедшего в ветхое состояние. 30 января 1878 года Ярославская Духовая Консистория направила на рассмотрение в Строительное отделение Губернского Правления проектные чертежи. Комиссия Строительного отделения изучила вопрос и в своём протоколе от 7 февраля отметила, что проект «в архитектурном отношении составлен удовлетворительно, а потому полагает… постройку алтаря в техническом отношении разрешить, но с тем, чтобы для наблюдения за работами был приглашён, на основании циркуляра Министерства внутренних дел от 26 сентября 1867 года, техник, имеющий на то законное право».
Итоговая резолюция Губернского Правления была следующей: «…план на постройку алтаря вместо пришедшего в ветхость… утвердить, о чём и сделать надпись на плане, который с пояснительною запискою препроводить в Ярославскую губернскую консисторию, прося её сделать распоряжение, чтобы строители… пригласили для наблюдения за производством работ техника, и кто будет приглашён, Губернское Правление уведомить».
Скорое и простое согласование не вызывает удивления, поскольку «Фасад и план церкви во имя Казанския Божией Матери в селе Заозерье Угличскаго уезда с показанием проектируемой постройки нового алтаря вместо пришедшего в ветхость старого» и пояснительную записку составил в конце 1877 года архитектор Андрей Михайлович Достоевский (1825-1897), в тот период исполнявший обязанности губернского инженера. Важно, что прихожане изначально обратились с заказом на подготовку проекта к авторитетному профессионалу, и он же по должности занимал ключевое положение в Строительном отделении.
Нетрудно догадаться, что это был не кто иной как младший брат великого писателя, на протяжении четверти века (1865-1890) работавший в Ярославле, в ходе своей профессиональной деятельности оставивший немалый след и в Угличском крае. Становится известным его участие в формировании облика заозерского храма. Наряду с Николаем Ивановичем Финисовым, спроектировавшим новую трапезную, это второе имя значительного архитектора. В многочисленных перестройках могли участвовать и другие, чьи имена ещё предстоит установить.
Работы по возведению алтаря были осуществлены в 1879-1880 годах. Апсида получила типичную пятигранную форму, вероятно, с некоторым увеличением повторив прежнюю структуру. Внешнее оформление в упрощённом виде воспроизводило формы трапезной с характерными наличниками и поясками. В интерьере выполнен традиционный свод с распалубками над окнами, едва ли отличающийся от бывшего прежде. Таковы особенности перестроенной алтарной апсиды, гармонично включенной в масштабный и сложный комплекс здания храма.
(Автор статьи Евгений Лиуконен)
Количество просмотров (28)